Проблемы рунической мантики (рунических гаданий)

Печать

Не забудьте посетить наш уютный ФОРУМ

Категория: Руническая мантика (гадания)
Опубликовано 18.03.2014 Автор: Super User

Лазая по Интернету, постоянно натыкаешься на людей, утверждающих, что их понимание рун в той или иной степени аутентично, т.е. исходит из живой традиции. Ну вот, к примеру, недавно совсем видел девушку, утверждавшую, что ее гадать на рунах учила бабушка (потомственная руническая колдунья, разумеется). Российская, заметим, девушка...

На серьезных инет-ресурсах, связанных с рунами, подобные заявления, разумеется, вызывают возмущение – откуда, мол, посередь России в XXI веке живая традиция работы со Старшим Футарком, сгинувшим к концу I тысячелетия н.э...


Да, все верно – неоткуда ей взяться. Более того – конкретно упомянутой девочке я мог бы... э... указать, что Ральф Блюм, трактовки которого она цитирует под видом «от бабушки», издал свою книгу только во второй половине XX века, а уж тексты переводов, которые я сам редактировал, я разбуди-меня-ночью узнаю. Хреновая, короче, получается «потомственная руническая колдунья».

Сегодня «гадание на рунах» стало очередной «оккультной модой» - одной из многих; изрядно профанированное, как и большинство подобных «техник», такое гадание далеко не всегда имеет хотя какое-то отношение к традиционным ритуалам и сакральным практикам. Достаточно упомянуть, что традиционно руническая мантика – как и другие архаичные мантические техники, связанные с использованием жребиев – предполагает возможность советоваться с богами, а вовсе не удовлетворение тривиального «желания знать, что будет». Если же рассматривать технические подробности...

 

Ритуал гадания на рунах

 

Несмотря на обилие, в целом, свидетельств о большом значении мантических техник в европейской сакральной Традиции, на настоящее время мы располагаем только одним полностью понятным и достаточно подробным историческим описанием, относящимся к рунической мантике. Речь, разумеется, идет об описании Тацита (I век н.э.), приводимом им в «Германии»:

«Они как никто боле принимают во внимание гадания по полету птиц и по жребию. Способ гадания по жребию прост. Срубленную ветку плодоносного дерева они режут на плашки и, разметив их некими знаками, высыпают наудачу на белое полотнище. Затем жрец общины, если решается общественное дело, или сам отец семейства, если частное, вопрошая богов и небо, поднимает три [из них], одну за другой, и истолковывает в соответствии с ранее нанесенными знаками».
(Перевод А.Клемешова)

Фактически, перед нами описание ритуала, и описание довольно подробное. Первое, на что мы обращаем внимание, – это использование специальных деревянных плашек, на которые нанесены «некие знаки», довольно четко ассоциирующиеся именно с рунами . Сегодня комплект таких плашек с нанесенными на них рунами Футарка можно купить в любом оккультном магазине; «гадание на рунах» стало широко популярным после выхода в свет в 1982 году «Книги рун» американца Р.Блюма. Блюм предложил собственную систему «рунического гадания», формально исходя из указаний Тацита, на деле же – не переняв из приведенного описания ничего, кроме факта использования плашек с руническими знаками.


Действительно, достаточно просто вчитаться в слова Тацита, чтобы увидеть: речь идет о совершенном иной процедуре, чем та, которую практикуют сегодня многочисленные гадатели. Прежде всего: «Срубленную ветку плодоносного дерева они режут на плашки и, разметив их некими знаками, высыпают наудачу на белое полотнище». Здесь нет речи об использовании готового «рунического комплекта» (я уж не говорю про покупные "комплекты"), напротив, – Тацит совершенно ясно указывает, что вырезание рунических жребиев является частью ритуала вопрошания рун. Соответственно и пресловутый мешочек для рун (также придуманный Блюмом), без досконального описания которого не обходится, пожалуй, ни одно пособие по «гаданию на рунах», вообще не имеет никакого отношения к Традиции – он просто не нужен, учитывая, что рунические жребии изготовляются для одного-единственного ритуала обращения к богам...


Подобных «оплошностей» в отношении рунической мантики – множество, и число их растет с каждой новой книгой о рунах, поскольку каждый автор считает своим долгом внести в описание рунических практик что-нибудь новое. Рассмотреть их все – невозможно (да и неинтересно), но кратко упомянуть наиболее значительные – необходимо.

Использование «пустой» руны

Двадцать пятая, «пустая» руна придумана, как и многое другое в данной области, Ральфом Блюмом и с тех пор уверенно кочует из одного издания в другое. Прежде всего, разумеется, это отступление от Традиции. Можно, конечно, говорить, что и Традиция должна развиваться (это так), но к этому случаю данная сентенция не имеет отношения: Футарк как магическая система описания мира замкнут, и добавление к нему новых символов может способствовать лишь разрушению его структуры.

«Рунические расклады»

Практически все книги о рунах приводят описания многочисленных гадательных «раскладов», в которых каждая позиция означает что-то определенное. Нет нужды упоминать, что все это – чистой воды фантазии авторов, не имеющие никакого отношения к Северной Традиции. Гораздо хуже другое – то, что данный подход имеет отношение к иной традиции: к традиции карточных гаданий. («Но смешивать два эти ремесла...») Просто вспомните то, что мы говорили о функциях ритуала в начале этой главы.

Вопросы о будущем

«Что было, что будет, чем дело кончится, чем сердце успокоится...» Из традиции карточных гаданий многие авторы заимствуют не только идею использования раскладов (нередко – довольно вычурных), но и сам подход к задачам мантического действия. Между тем, мы не только нигде в источниках не встречаем упоминаний о том, чтобы северные предсказатели (не только германские) обращались к богам с вопросом о том, «что будет», но и просто не можем сопоставлять такой интерес к собственному будущему с традиционными ценностями Севера. Как мантический инструмент, руны предназначались для того, чтобы получить совет богов...

Толкования для рун в «прямом» и «перевернутом» положении

Еще одна современная «придумка» – не столь катастрофическая, как «рунические расклады», и тем не менее. Обратимся к Тациту: «ветку плодоносного дерева они режут на плашки...» - как правило, ветка здорового дерева в сечении образует круг, соответственно, рунические жребии, изготовленные таким образом, ни «верха», ни «низа» иметь не будут. Руна на упавшем на полотно жребии может оказаться в произвольном положении (лежащей на боку, например). Очевидно, что в ритуале, о котором говорит Тацит, прямого значения этому не придавалось.


Впрочем, это как раз та область, в которой, на мой взгляд, «развитие» вполне допустимо – именно в силу отсутствия излишнего формализма в северных ритуальных практиках. Другое дело, что подходить к этому «развитию» следует, не слепо следуя описаниям «прямых и перевернутых рун» в современных книжках, а, скорее, используя некие интуитивные соображения, возникающие непосредственно в ходе ритуала.

Автор: Антон Платов

читайте также:

традиционность гадания на рунах

теория гадания на рунах

Не забудьте посетить наш уютный ФОРУМ ОНЛАЙН ГАДАНИЙ ТАРО

Saturday the 22nd. Powered by freetemplatespot.com. Все о картах таро и рунах